Этноблог

Александр Маточкин – русский сказитель, этнический певец

В рамках выставки «Этноскоп 2023» состоялось выступление популярного сказителя, возрождающего традицию сказывания русского эпоса: богатырских, любовных и бытовых былин, а также духовных стихов, Александра Маточкина. Для нас этот неординарный и талантливый человек дал небольшое интервью.

– Александр, расскажите, с чего началось ваше увлечение былинами, народными песнями, духовными стихами?

– Это произошло четверть века назад. Всё началось осенью 1998 года, когда я пришёл в фольклорный ансамбль Санкт-Петербургского государственного университета. Однажды в университете мне попалось на глаза объявление о наборе в фольклорный ансамбль. На первом же занятии мне поставили кассету с народным пением. Слушаю и понимаю, что это именно то, что я искал и чему хочу посвятить свою жизнь. Стал учить народные песни. Это была любовная лирика, обрядовые, хороводные и разные другие песни. Когда мне исполнилось 31, я перешёл к более сложным произведениям – народному эпосу. По исполнению это самая сложная форма. Одно дело спеть песню на 3-5 минут, и совсем другое – сказывать былину, монументальное произведение на 30-50 минут. К этому времени я уже окончил университет и полностью посвятил себя сказительству.

– Откуда вы брали оригинальные тексты народных песен, былин и духовных стихов?

– Огромный корпус русского фольклора опубликован. Многое, конечно, было утрачено, но многое удалось записать и сохранить. Народные сказители и певцы сами ведь себя не записывали. Поэтому честь и хвала учёным, которые совершили подвиг и записали то, что было можно. Самому мне также доводилось ездить по стране и записывать редкие тексты. В основном, я ездил на Русский Север с экспедициями СПбГУ. На Вологодчине народных песен мы не нашли. На Мезе́ни нам встретились только романсы. А вот река Пи́жма оказалась настоящим оазисом. Там в деревнях и сейчас можно найти исполнителей, поющих, например, песню XVIII века, как солдаты жалуются Петру Первому на князя Долгорукого. А вот былины почти невозможно сегодня услышать в живом исполнении. Поэтому остаётся работать с тем, что было собрано до тебя. Это очень кропотливая работа. Практически о каждом былинном тексте, который я исполняю, могу рассказать, откуда он взялся.

– Какой возраст у былин?

– Чаще всего фольклористы говорят о сложении ядра русского эпоса в период с X по XIII век. Но по некоторым былинным сюжетам мне приходилось встречать и более позднюю датировку, например, XVI век. Конечно же, сложение народного эпоса это не одномоментный процесс. Кроме того, разные исторические эпохи накладывали свой отпечаток на более древнюю основу. В русском эпосе есть, например, сюжеты уходящие в индоевропейскую древность, а у нас они приурочены к стольному граду Киеву и князю Владимиру. Когда же Илью Муромца в былинах начинают называть казаком или атаманом, то, скорее всего, здесь мы имеем дело с языком XVI-XVII веков. Сама практика сказывания историй о героях уходит в дремучую первобытную древность. А вот верхняя граница создания русского эпоса известна более определённо – последние былины складывались в XVIII веке. Постепенно место былин заняли исторические песни, мне, например, попалась на Мезе́ни песня об атамане Платове.

– Самым известным на Руси духовным стихом считается легендарная Голубиная книга. Вы изучали её текст и историю появления?

– Да, я достаточно глубоко погрузился в эту тему. Работаю с доступными сейчас первоисточниками – изданиями XIX века. Интересно, что даже в XXI веке собиратели фольклора всё ещё записывают варианты текстов Голубиной книги, например, в Смоленской области. В 2015 году в Петрозаводске был опубликован сборник всех духовных стихов, хранящихся в местном архиве. Получился толстый том с очень интересными текстами. В нём я обнаружил 10 различных вариантов Голубиной книги. После продолжительной работы мне удалось создать свой сводный вариант этого памятника русского слова. В моём варианте Голубиной книги около 350 строк. При этом самый объёмный экспедиционный вариант Голубиной книги состоит где-то из 250 строк. Свой текст я написал почерком XVI века и издал небольшим тиражом. Интересно читать рукописный текст про камень Латырь, зверя Яндрика, реку Ердан и прочее. Получилась действительно книга.

– Какие у вас творческие планы на ближайшее будущее?

– Более четверти века я занимаюсь сказительством, исполняю песни, былины, духовные стихи. Хотелось бы со временем отпраздновать и 50-тилетний юбилей этого пути. Также было бы хорошо, чтобы то, чем я занимаюсь, подхватили люди. Кой-какие подвижки в эту сторону есть. Былинами и песнями активно интересуется молодежь. Будем надеяться, что постепенно эта традиция вновь станет массовой, как это было в недавнем прошлом.

– Спасибо!