Этноблог

Челканцы: посвящение в шаманы

Исторически челканцы, проживающие на Алтае, в качестве традиционных верований придерживались шаманизма. Считалось, что благосостояние народа во многом зависит от многочисленных духов, а посредником между ними и людьми является шаман селения. Причем, в отличие от других народов, посвящение в шаманы и изготовление ритуального бубна у челканцев происходило особым образом.

Если у других народов шамана можно было выделить по особой одежде, то у челканцев общаться с духами шаман имел право в любой удобной для него одежде. Во время камлания шаман должен был, ударяя в специальный бубен, отделить своего астрального двойника. Именно эта сущность должна была решать все вопросы селения, ходатайствуя перед высшими силами. Но стать шаманом было не просто. Этому предшествовал особый ритуал.

Бубен для камлания изготавливали в присутствии большого количества людей. Сначала будущий шаман обращался к высшим силам за разрешением на изготовление ритуального музыкального инструмента и только затем приступал к его созданию. После этого на протяжении от одной до трех ночей все жители селения камлали, вознося хвалу будущему шаману.

В завершении процедуры бубен нужно было оживить. Для этого его опускали в жертвенную брагу. Потом шаман племени погружался в транс, чтобы восстановить жизнь козла, чьей кожей был обтянут бубен с рождения до смерти. При этом он всячески подражал животному, в мельчайших деталях воспроизводя его движения и даже мимику. Напоследок бубен просили хорошо служить шаману в его ритуалах.