Этноблог

Константин Куксин: "Больше всего меня поразило мышление кочевых народов"

Константин Куксин: «Больше всего меня поразило мышление кочевых народов»

Увидеть мир кочевых народов, чья жизнь практически не меняется на протяжении столетий – познавательно и очень интересно. Сделать это можно в Музее кочевой культуры в Москве. Его основатель Константин Куксин объехал большинство кочевых народов мира. О своем уникальном проекте путешественник рассказал на полях Фестиваля коренных народов "Этносоп 2023".

Константин, расскажите историю появления Музея кочевой культуры?

Свою первую этнографическую экспедицию я совершил в Монголию в 2003 году и сразу влюбился в эту страну. К поездке готовился основательно: специально изучал монгольский язык. Целью поездки было собрать как можно больше материала для музея и рассказать людям о кочевниках Монголии. Когда я приехал, монголы были очень удивлены, что за пределами страны кто-то хочет популяризировать их жизнь. Мне в то время было всего 24 года, я носил длинные волосы и совсем не был похож на человека, который планирует открыть этнографический музей. Тем не менее, поддержку я получил на всех уровнях. В Монголии местные власти и простые люди помогли мне собрать экспонаты, а одобрение проекту высказал даже президент страны. Монголы подарили для музея юрту, утварь и шкуры животных. Проблема возникла только с таможней. После долгих мучений груз был оформлен как гуманитарная помощь России от Монголии. Когда я забирал экспонаты, таможенники мне заявили, что моими древностями уже вся таможня пропахла. На школьный двор, где позднее расположился музей, мы привезли экспонаты из Монголии 12 января 2004 года. Эта дата стала отправной точкой организации Музея кочевой культуры, которому в следующем году исполнится 20 лет.

В чем секрет популярности музея?

Во-первых, у нас все настоящее. На экскурсиях подростки часто спрашивают: «А у вас шкуры натуральные?» В ответ я обычно предлагаю перевернуть их край, где можно увидеть остатки крови. Во-вторых, всеми предметами можно пользоваться. Любой экспонат мы применяем так, как это делают сами кочевники. Если это ручная монгольская дрель, то дети ей сверлят, из лука стреляют, на музыкальных инструментах играют. Одежду можно померить. В монгольской юрте во всех мелочах воспроизведен монгольский быт. Все на своих местах: мешок для кумыса, сундуки. Зайдя в жилище, человек чувствует, что он оказался в другом мире. Кажется, будто хозяева вышли на минутку и скоро вернуться. В каждом жилище свой особый запах. Такой подход получил название живого музея. В-третьих, это наши сотрудники, которые рассказывают о кочевых народах по своим личным впечатлениям. Все они ученые и участники экспедиций. Когда дети слышат, что их экскурсовод - хрупкая девушка, пережила три полярные зимовки, у них сразу возникает интерес отношение к ее рассказу.

Какие планы по развитию проекта?

Сейчас наша экспозиция составляет 30 жилищ различных кочевых народов, в то время как в музее представлена культура 54 из них. Сама экспозиция по площади больше 1000 метров. В этом году мы привезли экспонаты с полуострова Таймыр, а следующей весной планируем посетить Южную Америку. Потенциал музея очень большой. Сегодня в России кочуют порядка 15 народов, хотя всего их около 40. Но далеко не все из них сохранили свои кочевые традиции.

Что вас больше всего удивило во время ваших экспедиций?

Люди! Я езжу именно к людям. Мне нравится смотреть, как они живут. Поражает их гостеприимство и доброжелательность. Не случайно еще Чингисхан говорил, что в городах люди портятся. В гостях у кочевых народов словно заряжаешься их позитивной энергией и любовью к жизни. Важно понимать, что кочевые народы не выживают, а живут. У них другое время, которое ходит по кругу. Они никуда не спешат, открыты и всегда приходят на помощь. Их принцип: «Если я не помог тебе сегодня, ты не придешь мне на помощь завтра. Люди, живущие на холодной земле, согреваются теплом человеческой доброты. Для них потусторонний мир духов и предков такой же реальный, как и наша повседневная жизнь. Мифологическое мышление кочевых народов поражает. Живя там, начинаешь в него включаться и верить. У нас в музее, кстати, есть ритуальные предметы кочевников, которые мы кормим «жиром» и «маслом».

Спасибо!